Фрагмент для ознакомления
2
Введение
С тех самых пор, когда появилось человеческое общество, появилась и власть. Власть всегда была и всегда будет сопутствовать человеческому обществу, в той или иной форме. Когда-то в древности у кочевых народов существовали семейно-родовые формы власти; в дальнейшем, по мере того, как развивалась оседлость, появилась племенная власть.
Во времена, когда появилось государство, возникли классы, были разрушены родовые и кровные связи, вместо авторитета старейшины рода установился авторитет публичной власти. Именно тогда публичная власть отделилась от общества и встала над ним.
Понятие власти имеет очень важное значение, и является инструментом к пониманию политических институтов, течений, да и самой политики как таковой. Определение характера и сущности власти позволяет выделить политические отношения из всей совокупности общественных отношений.
Одной из главных задач в современной правовой науке является разгадка феномена власти, ее природы, понимание механизмов властвования. Этим и обусловлена актуальность темы настоящей работы.
Целью настоящей работы является исследование властных отношений в обществе, выявление роли власти и оценка ее значения для формирования стабильности и развития существующих общественных отношений.
1. Понятие власти в обществе
Отношения власти предполагают наличие двух сторон: субъекта и объекта. Субъект власти – это сторона, всегда предполагающая активное, направляющее начало. Субъект власти - это либо гражданин, либо коллегиальное лицо, например, комитет, партия, совет, либо это большая общность людей, например, народ, мировое сообщество и т.д.
Объектом власти может быть также гражданин, группа, класс, общество, то есть все те, на кого направлено властное воздействие.
Обладать властью – это значит иметь право действовать по своему усмотрению, используя сложившийся порядок, организацию. Обладание властью предполагает, что субъект права может действовать или давать указания, что приводит к изменению сложившегося порядка вещей.
Субъект права, реализуя свою волю, в том числе путем преодоления чьего-либо сопротивления, может использовать различные средства и методы, такие, как авторитет, закон, насилие и др. Вся совокупность этих средств и методов, обеспечивающих субъекту власти возможность оказывать влияние на объект, называется ресурсом власти. Иначе говоря, ресурсом власти называют потенциальные и реальные средства, которые используются субъектом власти для влияния на объект.
Для классификации ресурсов власти выделяют несколько критериев. Самым распространенным критерием является антропологический, различающий типы властвований теми мотивами, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти. Согласно Конфуцию, основные ресурсы власти руководителя – это личный пример и принципы гуманности, мудрости, справедливости. Макиавелли считал, что в поведении человека лежат два главных мотива – любовь и страх. Если человека боятся, то он сможет установить диктат над поведением и волей всех людей страны, используя военную силу и принципы, убеждающие идеологически. Также идеология лежит в основе властных отношений, которые строятся на любви подданных к лидеру, вместе в неординарными выдающимися личными качествами этого лидера.
Впоследствии к страху, как ресурсу власти, добавили убеждение и интерес, также основанные на антропологическом принципе. Убеждение используется как ресурс власти и в демократическом обществе (как свободный выбор гражданином ценностей и политических предпочтений), и в тоталитарном обществе (благодаря контролю над информацией). Ресурс интереса обычно используется в развитом демократическом гражданском обществе, где политика характеризуется как бы куплей – продажей, - обещания в обмен на голоса избирателей. Выбор различных ресурсов связан с политическим режимом, с существующими традициями, и со многими другими обстоятельствами.
Существует современная типология классификации, использующая смешанные критерии. Она говорит о том, что в наше время в обществе имеется некоторое «смещение» властных ресурсов, в связи тем, что за последнее время произошли некоторые перемены. Веками у власти были задействованы три главных ресурса: сила, богатство, знания. Ранее все эти три ресурса были связанны между собой. Разные виды властвования устанавливались в зависимости от того, какой из ресурсов преобладал в обществе. По сложившемуся мнению, власть, которая основывается на силе, относится к низшему типу властвования, и к настоящему времени почти исчерпала себя, хотя активно использовалась в прошлом, и используется сейчас. Власть, основывающаяся на богатстве, является властью среднего качества. А власть, которая основывается на знаниях, является властью высшего порядка. Мировое развитие в современное время отличается тем обстоятельством, что общество постепенно переходит от власти низшего порядка к власти высшего качества. Несомненно, общество движется в направлении «антибюрократических» форм власти.
Различные факторы влияют на силу власти, и один из главных факторов – степень ее организованности. Самой сильной степенью социальной организованности среди субъектов политики обладает государство, так как оно опирается на имеющийся мощный аппарат, широкую систему органов, большой спектр имеющихся у него ресурсов.
Политическая власть функционирует, используя такие два основных принципа, как суверенитет и легитимность.
Суверенитет относится к важнейшим признакам государства, так как представляет собой политическую самостоятельность государства от всех остальных государств, и не допускает иностранного вмешательства. Суверенитет означает, что только государство может управлять жизнью общества, иметь возможность к принуждению, распоряжаться всеми субъектами общества, оказывать решающее воздействие на граждан, их поведение с помощью средств разного рода – права, воли, авторитета и т.д. Установление в обществе правопорядка, назначение государственных органов, наделение граждан правами и обязанностями, использование принуждения, - все это является исключительным правом государства. Вся политическая власть сосредоточена в руках государства. Независимость государства означает независимость государственной власти, равноправие и самостоятельность в отношениях с другими государствами.
Одним из самых фундаментальных принципов организации власти является принцип разделения властей. Важный момент этого принципа – демократический правовой режим может быть построен только при условии разделения функций государственно власти между государственными органами. Так, как государственная власть распределяется на три основных ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную, каждая из этих ветвей выполняется соответствующими органами самостоятельно.
Главный смысл такого разделения власти заключается в том, что образуется механизм сдержек и противовесов, который предназначен для того, чтобы помешать узурпации государственной власти, ее сосредоточению в одном политическом институте. Когда власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную, то каждая власть осуществляет свои функции самостоятельно, уравновешивая друг друга.
Законодательную власть обычно представляет парламент страны. Она обладает полномочиями издавать законы, которые должны соблюдаться всеми субъектами на определенной территории. В тех государствах, где правительства формируются законодательными собраниями, в парламентский республиках, им и принадлежит власть в государстве.
Система органов государственного управления представляет из себя исполнительную власть. Она может избираться как прямыми выборами, так и формироваться парламентом. Исполнительная власть имеет полномочия обеспечивать действие всех законов, всех правовых актов, решений на территории государства, и выполнять функциями управления во всех областях жизни общества.
Судебная власть осуществляет правосудие в государстве. Она руководствуется законами, прочими правовыми актами и обеспечивает разрешение конфликтов и споров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абалкин Л.И. Менеджмент: Учебник. М.: Финстатинформ, 2005.
2. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Основы менеджмента. М., 2004.
3. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Менеджмент: Учебник. М., 2008.
4. Большаков А.С., Михайлов В.И. Теория управления. СПб: Питер, 2007.
5. Бункина М.К. Теория управления: Учебное пособие. М.: ДИС, 2009.
6. Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009.
7. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. – М.: Знание, 2008.
8. Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.
9. Гличев А.В. Теория управления. М., 2007.
10. Жуков Е.Ф. Общая теория управления. М.: Инфра – М, 2006.
11. Ильин В.В. Философия власти. МГУ, 2008.
12. Камаев В.Д. Учебник по основам управления. М.: Владос, 2008.
13. Менеджмент: Учебник. / Под ред. Жукова Е.Ф.М.: ЮНИТИ, 2008.
14. Менеджмент: Учебное пособие. / Под ред. Бункиной М.К., Семенова В.А.М., 2006.
15. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 2007.
16. Основы менеджмента. / Под ред. доцента А.С. Булатова. М., 2009.
17. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис», 2006.
18. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. 2008.
19. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр, 2006.